Участие восприемников в Таинстве Крещения

Восприемники при крещении взрослых являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого, а при крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, они дают за них обеты и произносят Символ веры. 54-е правило Карфагенского собора предусматривает в связи с этим следующее: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию». Таким образом, восприемник должен знать Символ веры и прочесть его в соответствующий момент. Кроме того, он дает ответы на вопрошения священника об отречении от сатаны и сочетовании со Христом. Вот как последование Таинства Крещения и участия в нем восприемников дается в Требнике.

 «Священник поставляет оглашенного лицом к западу и трижды предлагает ему вопрос: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» И отвечает оглашенный или восприемник его «Отрицаюся». Затем трижды спрашивает его: «Отреклся ли еси сатаны?» И отвечает оглашенный или восприемник его: «Отрекохся». После отречения от сатаны оглашенный сочетавается Христу, он обращается для этого к востоку и на троекратные вопросы священника: «Сочетаваеши ли ся Христу?» и «Сочетался ли еси Христу?» он или восприемник отвечает: «Сочетахся». «И веруеши ли Ему?» Оглашенный или восприемник отвечает: «Верую ему, яко Царю и Богу» – и читает Символ веры. Затем священник снова говорит оглашенному «Сочетался ли еси Христу?» Он или восприемник отвечает: «Сочетахся». И снова спрашивает: «И веруеши ли Ему?» Оглашенный или восприемник отвечает:

«Верую ему, яко Царю и Богу». Символ веры читается во второй раз, после чего следуют те же вопросы и ответы. По прочтении Символа веры в третий раз и после третьего ответа «Сочетахся» священник приглашает его поклониться Христу со словами: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» . Итак, первый обет, произносимый восприемником, – это отречение от дьявола и всех дел его, обещание не грешить, не следовать внушениям врага рода человеческого, не противиться воле Божией, но во всем исполнять ее. Второй обет – обещание веровать во Христа и таким образом сочетаться Ему. Чтобы засвидетельствовать об этом, крестный читает Символ веры, который каждому православному следует знать наизусть.

После оглашения начинается само крещение. Священник облачается в белые одежды, возжигаются светильники в храме, и священник кадит купель. Обыкновенно три свечи поставляются на самой купели, а также даются свечи в руки восприемникам. После троекратного погружения младенца в купель он возвращается на руки своему восприемнику (того же пола, что и младенец), который должен иметь в руках чистую пелену или полотенце и быстро вытереть тело ребенка, чтобы он не переохладился.

После погружения в купель непосредственно следует Таинство Миропомазания. После помазания святым Миром крещеный со свечой в руках и его вос приемники под руководством священника трижды обходят вокруг купели в направлении против движения солнца: «Таже творит священник с восприемником и младенцем круга образ». Если крестят младенца, свечу держат его восприемники. После троекратного обхода купели читается Апостол и Евангелие.

 Затем следует обряд омывания святого Мира и пострижение волос (священник ножницами состригает прядки волос с головы новокрещеного, а восприемник, слепив воск в комочек вместе с волосами, опускает его в купель), также ектения, в которой священник «поминает по святейшем патриархе восприемника с новопросвещенным». Таинство Крещения завершается. Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится   в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

Перейти к верхней панели