Необходимость «научения» перед Крещением определена Самим Господом Иисусом Христом. Это следует из Его слов, обращенных к апостолам и их преемникам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа. (Мф. 28,20).Поэтому оглашение (или катехизация) как обучение основам веры существовало в Церкви с древнейших времен. Огласительный период был временем подготовки человека к сознательному принятию Крещения и одновременно испытательным сроком по проверке его веры и благочестия. Длительность этого периода могла быть различной – от нескольких дней до нескольких лет. В годы безбожия практика оглашения в Русской Церкви была прервана. Сейчас она возобновляется.

Что является главным из того, что человек должен знать перед Крещением?

Человек, приступающий к Крещению, должен иметь твердую уверенность в бытии Бога, знать и исповедовать Символ веры, уметь его объяснить. В частности, он должен знать, что наша жизнь в вечности может быть в блаженстве и общении с Богом – и в этом заключается наше спасение, к которому мы должны стремиться, или в вечных адских мучениях, в общении с сатаной. Знать, что путь ко спасению открывается только через Крещение.

Человек должен осознать ту огромную ответственность, которую он принимает на себя в Крещении. Крещение – это личный завет о спасении между каждым человеком, произволяющим спастись, и Богом. Человек дает Богу обещание оставить следование греху, злу, пороку и жить по воле Божией, данной нам в Его заповедях. А Бог возрождает человека от жизни плотской, греховной к жизни новой – духовной, святой, и дает ему для нее благодатные силы. Завет заключен, обязательства приняты, и далее нужно жить в соответствии с этим. Крещение – лишь начало пути, по которому человек должен идти всю жизнь. Это путь борьбы, и прежде всего с самим собой: со своими грехами, страстями, пороками; путь духовного совершенствования, богоуподобления. Этот путь не может быть легким, но именно он ведет ко спасению. Проходить этот путь можно только в Церкви, живя по ее законам и участвуя в ее Таинствах.

Как быть, если человек хочет принять Крещение и сказать: «Ну, слава Богу, наконец-то я православный», – а изменять свой образ жизни не собирается?

Человек, который не собирается идти по указанному выше пути, креститься не должен. Иначе после Крещения он окажется в положении воина, принявшего присягу, но воевать отказавшегося.

Формальное принятие Крещения является грехом для крещаемого (а в случае крещения детей – для восприемников), т. к. неисполнение обетов Крещения – неучастие в церковной жизни, ведение жизни греховной, невоспитание детей восприемниками в православной вере и т. д., будет обманом Бога, в результате чего принятие Таинства может послужить к осуждению.

И бывает, что человек, осознав это на беседах, отказывается от намерения креститься или быть крестным. И это естественно – человек делает свой сознательный выбор. А вот люди, которые ищут обходных путей, чтобы покреститься без огласительных бесед, наносят вред прежде всего самим себе, а крестные – еще и своим крестникам.